Конкина Наталья Владимировна Четверг, 28.03.2024, 15:13


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [5]

Поиск

Сайт существует

Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад «Фольклорные праздники в начальной школе - приобщение детей к родной культуре"

«Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим».

                                  Вадим Шафран

 

Школа, как всякое социальное учреждение, чутко откликается на все общественные события, которые происходят в стране и в мире. Готовится совместное большое торжество - и в школе идет работа по его проведению.
Близится Новый год или Международный женский день – не обходятся без встречи этого памятного дня и в классах разных ступеней.
Но не всегда такое внимание уделяется фольклорным праздникам. А ведь многие учащиеся не знают таких праздников, или имеют неправильное представление о традициях проведения тех или иных праздников.
На Руси праздник всегда любили, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться.
Есть немало народных праздников, корнями своими уходящих в древность.
Праздник всегда шагает в ногу с историей, является отображением жизни народа. Это часть нашей русской культуры. А старое нужно знать и беречь. Изучение особенностей жизни наших предков помогает почувствовать себя частью огромного временного потока.

Неизменным спутником детства любого человека является фольклор – прибаутки, потешки, сказки, былины, народные песни. Это кладовая практически неисчерпаема, а представленные в ней художественные образы доступны для понимания, близки по содержанию.
Фольклорные элементы украсят и разнообразят привычный мир повседневного окружения школьников – калейдоскоп их ежедневной, современной жизни.
Как утверждают многие исследовательские работы, в древнее архаичное время у русских детей не существовало так называемых «возрастных кризисов», свойственных сегодняшнему подрастающему поколению, - кризис 6-7- летнего возраста, подростковый, пубертатный и т.д. Ученые склонны объяснять этот феномен тем, что ребенок был с малых лет погружен в «кокон» народной культуры, начиная с колыбельных песен, исполнявшихся матерью, всяческих «агушек», потешек и прочих неотъемлемых деталей тогдашнего существования. Музыкальное творчество, которое было присуще почти всем сторонам народной жизни, в буквальном смысле слова сопровождая человеческую жизнь до смерти, амортизировало многие проблемы, неизбежно возникающие по мере развития человеческого общества.
Многовековый фольклор, оставшийся неизменным до наших времен, не занимает той ниши, которая должна быть ему предназначена, по многим причинам. Среди важнейших можно выделить следующие.
Общеизвестно, что социум, в котором мы все вынуждены существовать, благодаря усилиям средств массовой информации изо дня в день становится все более и более агрессивным. Особенно показательным в этом плане является бесконечный поток « музыкального мусора», льющегося на нас с экранов телевизоров. В связи с этим фольклор выдвигается в качестве противостояния тотальному нашествию воздействия средств массовой информации. Изучение и запоминание учащимися традиций народного праздника выступит неким «противоядием».

Яркие художественные образы, присущие большинству образцов народного праздника, подобранных с учетом возрастных требований, могут стать основным воспитательным моментом.

Фольклорные праздники обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. Через фольклорные праздники ребенок может развиваться, проявлять свои творческие способности, умения, фантазию. Проведение народных праздников способствует эстетическому воспитанию учащихся , расширению их кругозора в области фольклора и культуры нашего народа.

В нашей школе воспитатели ГПД Конкина Н.В. и Журавлева С.А. совместно с учителем музыки Щербаковой С.А. начали осуществлять проект «Русский фольклорный праздник в начальной школе». Тема данной работы является актуальной, т.к. одним из важнейших направлений в воспитании учащихся начальных классов является патриотическое воспитание, привитие любви к своей «малой родине», уважение к прошлому старины, к культурному наследию, людям. Для школы мы взяли проведение таких народных праздников, которые широко  отмечаются нашим народом. Это - «Рождество Христово»,  «Масленица», «Пасха», «Осенняя ярмарка».

Подготовку начали осуществлять постепенно и в группах продленного дня во время клубного часа, и на уроках музыки, литературного чтения, физкультуры. Тщательно продумывали сочетание разных видов искусств на празднике. В программу включили песни, частушки, прибаутки,посвященные «Масленице», танцы, хороводы, музыкальные и подвижные игры. Был установлен регламент каждого праздника – не более 45 минут, чтобы по длительности проведения он не был утомителен для детей.

Огромное внимание уделяли вовлечению всех  учащихся и их родителей   в данный проект.
Тот, кто будет задействован в работе над проектом, займется самовоспитанием таких своих качеств, как сообразительность, память, находчивость, смекалка, то есть участники станут более коммуникабельными и дисциплинированными, способными найти выход из сложившихся неординарных ситуаций, которые возникают при работе над проектом.

Проект «Масленица»
Масленица – праздник проводов зимы, конца, которой все ждут с нетерпением. Масленицу встречают и провожают песнями, хороводами, плясками. Самостоятельно учащиеся должны собрать материалы о Масленице (песни, обычаи, традиции). Каждый день Масленицы имел свое значение, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения. Информацию об этом мы обобщим на классном часе «Фольклорный праздник – Масленица». Собранный материал о истории проведения Масленичных гуляний представим в презентации «Масленичная неделя». Проведем выставку рисунков о зиме и проводах зимы.
На чаепитии с блинами поиграем в игры характерные для этого праздника («лабиринт», «метание метелок», «метелка-тройка», загадки и др.) Смастерим чучело Масленицы, нарядив ее в яркий сарафан, украсив бусами, яркими ленточками. Ведь в старину считали, что такая кукла впитывает в себя все отрицательное, что накапливается в человеке и природе, и это плохое исчезнет вместе с обрядом уничтожения куклы.

В результате проведения проекта «Масленица» учащиеся начальной школы приобретут новые знания об этом празднике, проявят свои художественные , артистические способности и умения, находчивость, дружелюбие ,получат веселое праздничное настроение и колоссальное удовольствие от выступления.

«Человек – это открытая система. Она имеет два вектора развития - как в сторону добра, так и в сторону зла. И только культура способна вывести человека к добру…Обретение личности - это всегда обретение культуры, культуры прошлого культурных традиций, культуры переживания, страдания и наслаждения, культуры общения, наконец, культуры достоинства. Воспитание такой личности – наш долг».

                                                                                                                  Ю.В.Завельский

Категория: Мои статьи | Добавил: Sveta_Sheremeteva (06.02.2012) | Автор: Конкина Наталья Владимировна
Просмотров: 2281 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Мини-чат

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz