Цель: расширить
представление младших школьников о космосе и космонавтах.
Задачи:
1. Познавательные: познакомить с отечественной историей
освоения космоса.
2.Воспитательные:
воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к людям,
посвятившим свою жизнь освоению космоса.
3. Развивающие: развивать
познавательные процессы и творческие способности учащихся, расширять их
кругозор, способствовать сплочению классного коллектива.
4.Создание сотрудничества
воспитателя и родителей, связь школы и семьи в патриотическом воспитании детей.
Форма проведения - интеллектуальная игра для учащихся начальных
классов, в которой присутствуют игры, конкурсы, с использованием мультимедийной
технологии.
Подготовительная работа: подготовка сценария, распределение ролей среди
учащихся, подготовка декораций, музыкального оформления, слайдов портрет
советских космонавтов, создание презентации «Солнечная система»,
видеофрагментов о космосе и космонавтах.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран , портреты
космонавтов Гагарина, Титова, Комарова, Леонова, Терешковой; выставка книг о
космосе и космонавтах; схема строения Солнечной системы; таблички с
высказываниями о космосе; предметы для конкурсов; видеофрагменты о космосе и
космонавтах.
Ход мероприятия:
Ведущий: Дорогие гости и ребята! Наш праздник посвящен
Дню Космонавтики, который отмечается 12 апреля. Вы, ребята, сегодня сможете
представить себя космонавтами и отправиться в космическое путешествие.
- Почему же именно этот день стал Днем Космонавтики? (ответы детей)
Послушаем, как это было.
Уч-ся: Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все
радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем
сообщение о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля
1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире
космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом
космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза,
летчик Гагарин Юрий Алексеевич (показ портрета Ю. Гагарина).
Ведущий: Люди всех стран и континентов, затаив дыхание,
слушали это сообщение из радиоприемников. Ведь это был первый полет
человека в космос. Но особую гордость испытывали граждане нашей страны –
Советского Союза, ведь это наш советский человек был первым. Теперь нет такой
страны, но Юрий Гагарин был и остается нашим героем.
(Запись с голосом
Гагарина, или кадры кинохроники)
Уч-ся: Земля! И вид её не изменился.
Сегодня в космос он с неё взлетел,
Сегодня ж на неё и возвратился.
Все так же низко облака бегут,
Все так же небо сосны стерегут.
Все тот же день,
Часов все та же мера...
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.
А на Земле уже иная эра,
Которую космической зовут!..
Ведущий: Всего 1 час 48 минут (108 минут) длился полет
Юрия Гагарина. Но он доказал, что человек может летать и работать в космическом
пространстве. Гагарин был первым, его называют пионером космоса, а 12 апреля с
тех пор стало Днем Космонавтики.
Во время
этого праздника я предлагаю вам помечтать, представить себя космонавтами и
побывать в Космическом путешествии по планетам нашей Солнечной системы. Девизом
нашего путешествия будут такие слова: (уч-ся читают хором)
«Космонавтом хочешь стать, должен много-много
знать»
«Любой космический маршрут открыт для тех, кто
любит труд».
Ведущий: Сегодня в путешествие
отправляются 4 экипажа. Проведем перекличку экипажей перед стартом.
1 экипаж: В умах ученых много лет
Жила мечта
заветная
Взлететь при
помощи ракет
В пространство
межпланетное.
И вот летит
ракета ввысь.
В гостях мы
побываем у планет.
Землянин, ты
домой вернись,
А звездам передай
привет.
2. Внимание! Внимание! Всем
приготовиться к запуску! Пристегнуть ремни!
3. Есть пристегнуть ремни!
4. Запустить двигатели!
5. Есть запустить двигатели!
6. 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!
2 экипаж: 1, 2, 3, 4!
Ждем сигнала мы в
эфире.
Мы не будем долго
ждать,
Будем космос
покорять!
3 экипаж: 1, 2! Ребята, вперед!
3, 4! Скорее в
полет!
С космодрома
улетаем,
В звездной дали
исчезаем!
4 экипаж: 1, 2! Скорость света!
3, 4! Мы летим!
На любую из
планет
Поскорей попасть
хотим!
Ведущий: Наши ракеты вылетели на
орбиту Земли. Чтобы продолжить полет, надо наметить маршрут.
Конкурс
«Межпланетный маршрут»
Экипажам нужно записать по порядку названия планет
Солнечной системы.
(подведение итогов)
Ведущий: Наши экипажи направляются к
1 планете – Меркурию. Во время полета послушаем сообщения о наиболее известных
советских космонавтах.
(сообщения о космонавтах Титове, Леонове, Комарове,
Терешковой)
Ведущий: Подлетаем к Меркурию.
Космогеологам сообщить сведения о планете!
(сообщение дети готовят заранее)
Ведущий: Наши ракеты подлетели к Урану. Послушаем
сообщение о планете.
(сообщение)
Ведущий: Мы убедились, что Меркурий не
пригоден для жизни, поэтому летим на следующую планету.
Во время перелета
проведем испытание, проверим вашу наблюдательность.
Конкурс
«Какой предмет пропал?»
На столе разложены мелкие
предметы: линейка, ластик, цветные карандаши, компас, ручка, треугольник,
ножницы. На запоминание дается 10 сек, после чего участник выходит, а один
предмет убирается. По возвращении нужно назвать пропавший предмет.
(подведение итогов)
Ведущий: Подлетаем ко 2 планете, Это
Венера. Космогеологам сообщить о планете!
(сообщение)
Продолжим путешествие.
В космическом корабле космонавт находится в невесомости.
Конкурс
«Невесомость».
Лежа животом на большом
резиновом мяче, собрать с пола как можно больше предметов. На шаре можно
перекатываться, но не вставать с него.
(подведение итогов)
Ведущий: Следующая планета – Земля, но
приземляться нам рано, а вот на Луне мы побываем.
1. Космонавты какой страны первыми
побывали на Луне? (США)
Конкурс
«Лунные кратеры»
Из-за того, что на Луне
отсутствует атмосфера, метеориты падают на поверхность Луны и образуют ямы –
кратеры. Ваша задача перейти по «лунным кратерам» (овальным листкам бумаги),
наступая только на них. Каждому участнику выдается по 2 листочка.
(подведение итогов)
Ведущий: Подлетаем к Марсу. Послушаем
сообщение об этой планете.
(сообщение)
Конкурс
«Шифрограмма».
На борты экипажей поступили
шифрограммы. Расшифруйте их! Разгадку найдете в алфавите.
3, 15, 10, 14, 1, 15, 10, 6 (внимание)
17, 16, 19, 1, 5, 12, 1
(посадка)
15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8,
15, 1 (невозможна)
16, 17, 1, 19, 15, 16, 19, 20,
30 (опасность)
(подведение итогов)
Ведущий: У Марса есть 2 спутника –
Фобос и Деймос. Если перевести эти названия с греческого языка, то получится
«Страх» и «Ужас». А название планета Марс получила в честь бога войны за свой
кроваво-красный цвет. Продолжим наш полет.
Интересный факт из
истории: все планеты Солнечной системы названы в честь богов римской мифологии.
Самый главный бог там – Юпитер, это имя присвоили самой большой планете.
Послушаем сообщение о Юпитере.
(сообщение)
Ведущий: Летим на следующую планету.
Чтобы не скучать в пути и немного размяться, устроим музыкально-танцевальную
разминку. Ведь даже во время полета космонавты не забывают о спорте и
занимаются на тренажерах.
Конкурс
«Космическая дискотека»
Разминка под музыку, нужно
изобразить какие-то необычные движения.
(подведение итогов)
Конкурс
«Угадай планету»
Экипажи разгадывают кроссворды
и в цветных клетках читают название 6 планеты.
- «Красная» планета.
- Костюм космонавта.
- Самая большая планета.
- Спутник Земли.
- Первый космонавт.
- Звезда, которая нам светит.
(подведение итогов)
Ведущий: Мы находимся на орбите Сатурна.
Познакомимся с этой планетой.
(сообщение)
Конкурс
«Кольца Сатурна»
Кто дольше прокрутит обруч на
талии.
(подведение итогов)
Ведущий: Продолжим путешествие.
1. Почему космонавты не едят ложкой? (ответы детей)
Конкурс
«Обед космонавта»
Через трубочку для коктейля,
вставленную в дырку в крышке бутылки, на скорость выпить воду.
(подведение итогов)
Ведущий: Мы подлетели к планете Нептун.
Нептун – бог морей, и планета в телескоп имеет синий цвет.
Послушаем сообщение о
планете.
(сообщение)
Ведущий: Продолжим полет. Внимание, тревога!
К нам приближаются астероиды, каменные осколки, которые могут повредить
корабли. Надо выйти в открытый космос и собрать их.
Конкурс
«Собери астероиды»
Участников на 1 больше, чем
кеглей. По сигналу хватают кегли; кому не досталась, тот выбывает.
(подведение итогов)
Ведущий: Продолжим путешествие.
Последней планетой Солнечной системы является Плутон. Это самая далекая и самая малоизученная планета.
(сообщение)
Ведущий: Пора возвращаться на Землю.
Для этого надо преодолеть последнее испытание.
Викторина (вопросы
написаны на звездочках)
- Назовите первую
женщину-космонавта.
- Назовите фамилию конструктора
первого космического корабля.
- Название космического корабля,
на котором летал в космос Гагарин.
- Полная дата первого
космического полета.
- Сколько времени длился первый
полет в космос?
- Имя первого космонавта планеты.
- Кто первым вышел в открытый
космос?
- Как называется городок, в
котором тренируются космонавты?
(подведение итогов)
Ведущий: Подлетаем к Земле. Экипажам
приготовиться к посадке.
3, 2, 1 – есть
приземление!
Прекрасен этот звездный мир, я
знаю,
Но вот уже земной встречаю я рассвет.
Земля, Земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня вы побывали в
Космическом путешествии, многое узнали о космонавтах и космосе. Вы
успешно прошли все испытания, показали свои знания, ловкость, смекалку, но
главное – что умеете действовать дружно. И сколько бы баллов ни набрали
экипажи, в конечном итоге победила ваша дружба.
Готовьтесь, ребята, к полету
сейчас,
Ведь скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс!
Одного не забудь,
Размышляя над звездною картой,
Что космический путь
Начинается в школе за партой!
Желаю вам успехов в учебе, не бойтесь мечтать и
стремитесь к исполнению своей мечты.
Опубликов