В
Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический
принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и
преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать
интересы Родины.
Патриотическое воспитание существовало во все
времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось
из поколения в поколение самим народом. Основная цель патриотического воспитания –
формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего
свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту
государственных интересов.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в Начальной
школе можно определить следующие:
- Духовно—нравственное. Цель: осознание учащимися в
процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и
ориентиров.
- Историко–краеведческое. Система мероприятий по
патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных
корней.
- Гражданско-патриотическое
воспитание.
Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и
законопослушности.
- Социально-патриотическое. Направлено на активизацию
духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений,
формирование активной жизненной позиции.
- Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование
у молодёжи высокого патриотического сознания.
- Героико-патриотическое. Составная часть
патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических
профессий, а так же знаменательных героических и исторических дат нашей
истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их
традициям.
- Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие
морально-волевых качеств, воспитание силы,
ловкости и выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности
в процессе занятий физической культурой и спортом.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего
поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо
бороться не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст
соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов — значит,
своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов,
деловых и здоровых людей — значит, можно быть уверенным в развитии и
становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход
каждого педагога в деле патриотического воспитания молодёжи.
Патриотическое воспитание является одним из
важнейших направлений в работе педагога начальных классов.
Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания
положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость,
доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым
пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения
данной проблемы. В младшем школьном возрасте происходит активный процесс
накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о
взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа
поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни
ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают
отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы
часто имеют доминирующее значение. Поэтому восприятие младшим школьником
утренней прохлады и прочего рождает впечатления, которые надолго, иногда всю
жизнь, сохраняются в их душе. На основе систематизации чувственных образов
можно управлять процессом возникновения и формирования патриотических чувств у
детей.
Педагогические воздействия
заключаются в том, чтобы, во-первых, представить ту совокупность чувственных
образов, мыслей, состояния ребенка, которая характеризует смысл его внутренней
жизни; во-вторых, выделить те патриотические идеи, которые возникают на основе
этих образов; в-третьих, разработать определенные педагогические технологии,
воздействие которых будет способствовать развитию и укреплению патриотических
чувств.
Задача
воспитания патриотизма и гражданственности стоит перед каждым, кто любит свой
народ, кто любит свою Родину. Мы должны преодолеть антипатриотические
тенденции, которые все еще существуют в нашем образовании, иногда под
предлогами самыми благовидными. Мы должны вести национальную просветительскую
работу, которая поможет нам выйти из тяжелого антипатриотического затмения,
достаточно распространенного ныне среди школьников.
В своей работе я закладываю основные моральные ценности, нормы поведения,
начинаю формирование личности, осознающей себя частью Общества и гражданином
своего Отечества, развиваю коммуникативные способности ребенка, где каждый
ученик запоминает свои права и обязанности. Решение одной из главных задач
начального образования я вижу – в развитии творческого потенциала младшего
школьника – это помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в
жизнь страны.
«С малой Родины начинается Россия»- это
одна из тем бесед по патриотическому воспитанию во внеурочное время, когда мы с
ребятами говорим о нашей Родине. От учеников принимаются любые ответы:
республика, район, город, село, страна. Чем с большими понятиями ассоциируют
учащиеся родину, тем лучше, тем полнее и многограннее их знания. Мы говорим и о
малой нашей Родине, которая находится в России и является её частью - это наша
деревня «Малая Дубна». Много внимания уделяется изучению карты Российской
Федерации. Особое внимание уделяю тому, что все республики России живут в мире
и согласии между собой. Они готовы прийти на помощь друг другу в любое время.
Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся
является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа
против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество
Родины. Помимо бесед и рассказов провожу различные утренники, литературные
вечера посвященные Дню Победы, Дню защитника Отечества, героическим
историческим событиям.
В своей работе я использую экскурсии на природу, конкурсы рисунков «Край, в
котором я живу» и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории.
Это позволяет школьникам не только получить новые знания об истории родного
края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний
делиться ими с другими.
Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется
за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства
ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Любовь к Родине, патриотизм, гражданственность
появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где
он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.
Патриотизм это также забота о доставшихся нам природных
сокровищах, поэтому при общении со школьниками стараюсь
сформировать у них взгляды и убеждения по сохранению и воспроизведению природных
ресурсов родного края.
Создание проекта «Русский фольклорный праздник в
начальной школе» и активное участие в
нем младших школьников знакомит их с народными традициями, праздниками, обычаями,
культурой. Это - историческое достояние нашей страны и наши дети должны знать все
это и ценить.
Нельзя забывать о достижениях советской
космонавтики, которая является гордостью нашей страны и всего нашего народа.
Тема космоса очень интересна для учащихся всех возрастов, а для младших
школьников особенно. Космос - это таинственность, а все, что таинственно и
неопознано привлекает к себе. Интеллектуальные игры на тему космоса помогают
младшим школьникам познать мир космоса, открытия и достижения в мире космоса, вклад
советских, российских ученых, летчиков-космонавтов в изучении космического пространства и
использования его во благо людям.
Интеллектуальная игра «Космическое путешествие»
Цели: 1.
Расширить представления младших школьников о космосе и космонавтах; познакомить
с отечественной историей освоения космоса.
2. Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к
людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.
3. Развивать познавательные процессы и творческие
способности учащихся, расширять их кругозор, способствовать сплочению классного
коллектива.
Наглядность: портреты
космонавтов Гагарина, Титова, Комарова, Леонова, Терешковой; выставка книг о
космосе и космонавтах; схема строения Солнечной системы; таблички с
высказываниями о космосе; предметы для конкурсов; видеофрагменты о космосе и
космонавтах.
Это
открытое внеклассное мероприятие
является одной из форм патриотического
воспитания учащихся начальной школы.
Я уверена в том, что патриотическое
воспитание молодого поколения необходимо. Только дети, любящие Родину, могут
стать активными гражданами своей Родины, ее защитниками и создателями
могущественного государства - России.
|