Конкина Наталья Владимировна Пятница, 10.05.2024, 05:38


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [5]

Поиск

Сайт существует

Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад "Патриотическое воспитание учащихся начальных классов в группе продлённого дня"

В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.  Основная цель патриотического воспитания – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в Начальной школе можно определить следующие:

  • Духовно—нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.
  • Историко–краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней.
  • Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности.
  • Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции.
  • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания.
  • Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а так же знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
  • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы,  ловкости и выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов — значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей — значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодёжи.

Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.
Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. В младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение. Поэтому восприятие младшим школьником утренней прохлады и прочего рождает впечатления, которые надолго, иногда всю жизнь, сохраняются в их душе. На основе систематизации чувственных образов можно управлять процессом возникновения и формирования патриотических чувств у детей.                                                                        Педагогические воздействия заключаются в том, чтобы, во-первых, представить ту совокупность чувственных образов, мыслей, состояния ребенка, которая характеризует смысл его внутренней жизни; во-вторых, выделить те патриотические идеи, которые возникают на основе этих образов; в-третьих, разработать определенные педагогические технологии, воздействие которых будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств.  

      Задача воспитания патриотизма и гражданственности стоит перед каждым, кто любит свой народ, кто любит свою Родину. Мы должны преодолеть антипатриотические тенденции, которые все еще существуют в нашем образовании, иногда под предлогами самыми благовидными. Мы должны вести национальную просветительскую работу, которая поможет нам выйти из тяжелого антипатриотического затмения, достаточно распространенного ныне среди школьников.

В своей работе я закладываю основные моральные ценности, нормы поведения, начинаю формирование личности, осознающей себя частью Общества и гражданином своего Отечества, развиваю коммуникативные способности ребенка, где каждый ученик запоминает свои права и обязанности. Решение одной из главных задач начального образования я вижу – в развитии творческого потенциала младшего школьника – это помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
 «С малой Родины начинается Россия»- это одна из тем бесед по патриотическому воспитанию во внеурочное время, когда мы с ребятами говорим о нашей Родине. От учеников принимаются любые ответы: республика, район, город, село, страна. Чем с большими понятиями ассоциируют учащиеся родину, тем лучше, тем полнее и многограннее их знания. Мы говорим и о малой нашей Родине, которая находится в России и является её частью - это наша деревня «Малая Дубна». Много внимания уделяется изучению карты Российской Федерации. Особое внимание уделяю тому, что все республики России живут в мире и согласии между собой. Они готовы прийти на помощь друг другу в любое время.
Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Помимо бесед и рассказов провожу различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы, Дню защитника Отечества, героическим историческим событиям.
В своей работе я использую экскурсии на природу, конкурсы рисунков «Край, в котором я живу» и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания об истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.
Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей.  Любовь к Родине, патриотизм, гражданственность появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Патриотизм это также
забота о доставшихся нам природных сокровищах, поэтому при общении со школьниками стараюсь сформировать у них взгляды и убеждения по сохранению и воспроизведению природных ресурсов родного края.

Создание проекта «Русский фольклорный праздник в начальной школе»  и активное участие в нем младших школьников знакомит их с народными традициями, праздниками, обычаями, культурой. Это - историческое достояние нашей страны и наши дети должны знать все это и ценить.

Нельзя забывать о достижениях советской космонавтики, которая является гордостью нашей страны и всего нашего народа. Тема космоса очень интересна для учащихся всех возрастов, а для младших школьников особенно. Космос - это таинственность, а все, что таинственно и неопознано привлекает к себе. Интеллектуальные игры на тему космоса помогают младшим школьникам познать мир космоса, открытия и достижения в мире космоса, вклад советских, российских ученых, летчиков-космонавтов  в изучении космического пространства и использования его во благо людям.

Интеллектуальная игра «Космическое путешествие»

Цели: 1. Расширить представления младших школьников о космосе и космонавтах; познакомить с отечественной историей освоения космоса.

            2. Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.

            3. Развивать познавательные процессы и творческие способности учащихся, расширять их кругозор, способствовать сплочению классного коллектива.

Наглядность: портреты космонавтов Гагарина, Титова, Комарова, Леонова, Терешковой; выставка книг о космосе и космонавтах; схема строения Солнечной системы; таблички с высказываниями о космосе; предметы для конкурсов; видеофрагменты о космосе и космонавтах.

 Это открытое  внеклассное мероприятие является одной  из форм патриотического воспитания учащихся начальной школы.

Я уверена в том, что патриотическое воспитание молодого поколения необходимо. Только дети, любящие Родину, могут стать активными гражданами своей Родины, ее защитниками и создателями могущественного государства  - России.                

Категория: Мои статьи | Добавил: Sveta_Sheremeteva (15.03.2012) | Автор: Конкина Наталья Владимировна
Просмотров: 4385 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Мини-чат

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz